За всё существование компьютерной индустрии вышло крайне малое количество игр, где каждое принятое решение — вымученный, волнительный выбор, когда не знаешь, правильным ли был поступок, или речь заходит о "необходимом и малом зле". Пожалуй, единственный раз, когда мне было сложно принять решение был в Mass Effect, миссия на Вермайре. О, сколько страданий мне доставило первое прохождение! Ведь нельзя же так, думала я, брать и убивать персонажа с которым мы уже половину игры как вместе, сдружились и т.д. и т.п. Но нет, очень даже можно.

С тех пор все игры проходили в безэмоциональном залпе, когда выбор принимался либо исходя из характера персонажа, либо из каких-то личных предпочтений и убеждений. Внезапным открытием стал «Ведьмак». Если по началу мне просто нравилась эта игра, то теперь я готова соорудить мини-алтарь CD Projekt и почитать этих ребят, как лучших РПГ-разработчиком нынешнего дня. А изменил всё весьма маленький квест, получаемый в третей главе у рыцаря в таверне Новый Наракорт. Развязка этого задания — пресловутый выбор кого убить — заставила просидеть меня над решением добрые десять минут, которые были проведены в смятении и абсолютном незнании что делать.

Проблема появилась не только из-за того, что я стараюсь хоть немного отыгрывать книжного Геральта, но из-за своеобразной моральной составляющей. Относительно этого, кстати, «Ведьмак» выигрывает у большинства игр, ведь здесь часто бывает так, что обе стороны в чём-то да виноваты, то есть вот оно — выбор меньшего зла. Как бы то ни было, в книге, насколько я помню, (а забыть могу легко и просто, ибо сижу на «Крещении огнём», а о последующих событиях знаю через спойлеры, а о предыдущих помню смутно) Геральт выступал против тотального истребления монстров, аргументируя это тем, что часть из них обладает разумом, занимает определённую биологическую нишу. Как пример — те же высшие вампиры и, допустим, фледер. Оба не способны обращать людей в вампиров, но первый в состоянии обходиться без крови, обладает разумом и не является бездумной машиной для убийств (что не обязательно для всех, конечно), соответственно, угрозы для людей не представляет. Фледер же не обладает сознанием, нуждается в убийстве людей. То есть, из этого вроде бы и можно сделать своеобразный выбор, что "правильным" решением квеста «Голубоглазая куртизанка» будет убийство рыцарей Ордена: вампирши не представляют угрозы, напротив, даже помогают девушкам, которые предпочли быть проститутками вместо жён и матерей. Но и здесь проблема, ведь задача ведьмака — защита людей, исключая те случаи, когда оные угрожают жизни самого ведьмака. Тут же получается незавидный выбор с двух сторон. Либо Геральт убивает весьма разумных созданий, которые зла никому не делали, либо же убивает людей, которых и должен защищать. Ну, а для радикалов есть убийство всех и вся.

И поразительно, но после любого выбора остаётся крайне неприятный осадок ошибочных действий.